Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ № 4 двенадцать групп, методический кабинет,
музыкальный зал, который совмещен со спортивным залом. имеется медицинский
блок: кабинет медицинской сестры, изолятор, процедурный кабинет; а также
пищеблок, прачечная, кабинет заведующего.
Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное
пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими
материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Для детей раннего возраста
образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные
возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность
среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования. безопасность
предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов
требованиям по надежности и безопасности их использования.
Оборудованные учебные кабинеты
Вид помещения |
Основное предназначение |
Оснащение |
Музыкально -спортивный зал Объекты спорта |
-проведение организованной образовательной деятельности; -утренняя гимнастика; -досуговые мероприятия; -праздники; -театрализованные представления; -родительские собрания и прочие мероприятия для детей и
родителей. |
-Музыкальный центр; - пианино; - баян; -детские музыкальные инструменты; -различные виды театра, ширмы; - спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия; -нетрадиционное физкультурное оборудование; - шкаф для используемых муз. руководителем пособий, игрушек,
атрибутов. |
Медицинский кабинет |
-Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; -консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками
ДОУ. |
Полный набор необходимого медицинского оборудования |
Кабинет учителя -логопеда |
-проведение организованной образовательной деятельности; - проведение индивидуальных и подгрупповых занятий |
Кабинет оборудован по всем требованиям Минпросвещения. Согласно
требованиям, кабинет разделен на несколько зон: Рабочая зона для логопеда Зона для проведения коррекционно – развивающих занятий Игровая зона. В рабочей зоне имеется офисная мебель для работы. В зоне для занятий имеются: приборы дополнительного освещения,
настенное зеркало, диагностический материал, разнообразные дидактические игры
для дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы), дидактические
материалы для ведения работы с детьми, детская мебель. Игровая оборудована модульным оборудованием. |
Изолятор |
Помещение для заболевших детей |
Полный набор необходимого медицинского оборудования |
Хозяйственный
блок |
Пищеблок, прачечная, кастелянная, склады, подсобные помещения |
|
Методический кабинет |
Для проведения работы с педагогами по направлениям работы ДОУ |
Библиотека методической литературы по всем разделам программы,
передовой опыт. Диагностический материал, разнообразные дидактические игры
для дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы), дидактические
материалы для ведения работы с детьми. |
Коридоры ДОУ |
Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и
родителями. |
-Стенды для родителей, визитка ДОУ; - стенды для сотрудников; - стенды для детей. |
Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. в том числе и Объекты спорта |
-Прогулки, наблюдения; -игровая деятельность; -самостоятельная двигательная деятельность; -трудовая деятельность; -организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые
мероприятия, праздники. |
-Игровое оборудование; -цветники; -экологическая тропа; -дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного
движения; -оборудование для спортивных игр. |
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет
учителя-логопеда
В ДОУ
созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен
логопедический кабинет
Оснащение
кабинета:
- -зеркало
настенное с лампой дополнительного освещения;
- -зеркала
для индивидуальной работы;
- -шкафы
для хранения пособий;
- -столы
для детей;
- -стулья
детский;
- -стол,
стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Учебно-методические
пособия:
- а) для
коррекционной логопедической работы:
- б) для
обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный
- в)
картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры,
дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим
темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
- г)
пособия и материалы: на развитие; на развитие мелкой моторики; по обучению
грамоте.
Библиотека
Библиотека МБДОУ
№4 располагается в методическом кабинете и в каждой группе детского сада.
В методическом
кабинете находятся книги для воспитателя (методическая и справочная
литература), демонстрационный материал, дидактические пособия.
Книги для воспитанников имеются в каждой возрастной
группе детского сада: имеется уголок чтения, где находятся произведения,
рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ, сборники сказок, малых
фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных
поэтов и писателей.
Методическая
литература размещена по разделам: «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие",
"Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое
развитие".
Объекты спорта
Для
реализации образовательной области "Физическое развитие" имеется:
- Спортивный
зал, совмещенный с музыкальным залом – 1
- Спортивная
площадка -1
- Игровые
участки – 12
Спортивный
зал, совмещенный с музыкальным залом, используется для проведения
организованной образовательной деятельности по физической культуре, где
применяются нетрадиционное оборудование и современные технические средства.
Также в зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и
физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися в том числе с
детьми-инвалидами.
Для
организации физического развития и закаливающих мероприятий имеются разнообразные
виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для дыхательной
гимнастики, комплексы утренней и корригирующей гимнастики; для расширения
индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности имеются
следующие компоненты: оборудование для ходьбы, бега, равновесия (дорожки
здоровья), прыжков (скакалка короткая), катания, бросания, ловли (обруч
большой, мяч для мини-баскетбола, мешочек с грузом большой, малый, кегли), атрибуты
к подвижным и спортивным играм.
Спортивная
площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики,
спортивных праздников, досугов и развлечений на улице.
На
территории ДОУ имеются игровые участки, каждый из которых оборудован малыми
спортивными комплексами, сюжетно-игровыми постройками для организации детской
деятельности в соответствии с возрастом и ростом воспитанников.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения
— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы,
используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации
и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных
целей обучения, воспитания и развития.
- печатные (учебники и учебные пособия, книги
для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто
называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые
образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы,
видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых
носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты
настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,
стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и
т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование
(автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями
ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Подбор
средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности
(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих
задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование
отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой
возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная
литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки,
изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических
представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения
счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных
представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности:
крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные,
пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и
речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления
рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и
видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой
деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с
учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин»,
«Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски,
дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной
деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются
дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты,
схемы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Самостоятельныйдоступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям,в том числе
приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья - воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного
компьютерного класса в ДОУ -нет.
Для административного управления — 3 компьютера, для педагогов 6 ноутбуков,
3 проектора, 3 принтера.
В свободное время
каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет
может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения
воспитательно-образовательных задач.
Компьютер является
инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность
воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность
мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает
ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов
предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым
воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в
поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема
информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ
обучающихся к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленные
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
не
предусматривается.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для входа
в здания образовательной организации, в том числе и людям с физическими, сенсорными или
интеллектуальными отклонениями в МБДОУ №4 ведется круглосуточная охрана. Постоянно проводится работа по
усовершенствованию без барьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья с целью обеспечения беспрепятственного доступа.
МБДОУ
№ 4 обеспечено рельефными тактильными полосами вверху и внизу входа, имеется
горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения с тактильным
напольным указателем перед лестницей вверху и внизу, установлены тактильные
указатели на поручнях лестниц. Кроме того, установлены тактильные пластиковые
пиктограммы.
На входе в детский сад установлены
"Кнопка вызова", здание оснащено системой противопожарной
сигнализацией, и световым табло "Эвакуационный выход", тактильная
табличка названия учреждения со шрифтом Брайля, имеется видеонаблюдение. Имеется кресло для передвижения инвалидов.
На сайте ДОУ представлена версия для
слабовидящих. Разработан и утвержден Паспорт доступности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ №4 имеются:
для слабовидящих таблички Брайеля с указанием названий кабинетов,
таблички со стрелочками направлений,
для слабо слышащих светящееся табло на входе,