Программа Кубань - Родина моя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Весёлый ручеёк»
муниципального образования Приморско – Ахтарский район
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 "
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ВЕСЕЛЫЙ РУЧЕЕК"
DN: ИНН=002347007567, СНИЛС=07070690856,
БЮДЖЕТНОЕ
ОГРН=1022304519082, STREET=ул. Казачья д. 3,
E=luk-102@mail.ru, C=RU, S=Краснодарский край,
ДОШКОЛЬНОЕ
L=Приморско-Ахтарский район ст.Бриньковская, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 ""
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЕСЕЛЫЙ РУЧЕЕК""", G=Галина Григорьевна, SN=Хорушко,
T=ЗАВЕДУЮЩАЯ, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №4 ""ВЕСЕЛЫЙ РУЧЕЕК"""
Я являюсь автором этого документа
САД №4 "ВЕСЕЛЫЙ Основание:
Местоположение: в конце документа
Дата: 2021.06.08 09:36:14+03'00'
РУЧЕЕК"
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
на основе традиций кубанского казачества

Юридический адрес:
353875, Краснодарский край,
Приморско-Ахтарский район,
ст.Бриньковская, ул.Казачья, 3;
телефон: 861 43 54 1 75
e-mail: luk-102@mail.ru
сайт МБДОУ №4: http://мбдоу4ручеек.рф/

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Планируемые результаты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально-технического обеспечения программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Дополнительный раздел. Краткая презентация программы

3
3
4
5
6
6
8
9
9
10
11

12
12
12
21
23

.

2

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной
из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления
еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом,
своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного
края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к
которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,
конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию
любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать,
что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее
характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня, станица неповторимы. В
каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен
родной край.
Родной край, город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д.,
рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников.
расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
3

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы,
прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение
приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными
умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие
важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой
подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что
любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями
и особенностями детей. Тематическое планирование способствует эффективному и
системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности,
где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем и сложность познавательного материала.
1.1.1 Цели и задачи программы
Цель программы заключается в воспитании у дошкольников таких
качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в
решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным
ценностям.
Эта цель достигается через формирование у детей потребности совершать
добрые дела и поступки, в воспитании чувства любви к своей малой родине
посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа,
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность.
Программа позволяет решать вытекающие из цели следующие задачи:

формирование
духовно-нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности к родному дому семье, детскому саду, станице, краю.

формирование
духовно-нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного
края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя
4

своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии с ФГОС ДО программа построена на следующих принципах:
1. Развивающее образование. Этот принцип предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его
актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и
совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и
способностей.
2. Принцип культуросообразности. Обеспечивает учет национальных ценностей и
традиций в образовании, приобщает ребенка к основным компонентам человеческой
культуры.
3. Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной
траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
4. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями детей.
5. Принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных
областей.
Основные подходы к формированию программы.
1. Поддержка разнообразия детства. МБДОУ №4 выстраивает образовательную
деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации
развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей,
ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни
значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не
тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения
и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества,
государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми,
направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в
изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и детей.
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
5

социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот подход предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и
взрослых – в реализации программы.
6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим подходом образовательной
программы. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с
семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей
для обогащения детского развития.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками МБДОУ
№4 в группах среднего и старшего дошкольного возраста. В каждом возрастном
периоде определены возрастные особенности нравственно – патриотического
воспитания, его цели и задачи. Сетевая форма реализации программы позволяет
обеспечить освоение воспитанниками образовательной программы с использованием
ресурсов разных организаций: музея, библиотеки, сельского Дома культуры,
обладающих ресурсами для осуществления обучения, и способствует успешной
социализации воспитанников и их адаптации в современном мире, а также профессиональному росту педагогов детского сада. В направлении духовно –
нравственного развития МБДОУ №4 сотрудничает со Свято – Георгиевским храмом
и Бриньковским казачьим кадетским корпусом.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная программой,
предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности,
обеспечиваемых МБДОУ №4, включая психолого-педагогические, кадровые,
материально-технические, информационно-методические. Не предусматривается
оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности.
1.2. Планируемые результаты.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам
6

дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх.
· Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Уважает историю и культуру народов Кубани, осознает свою этническую и
культурную принадлежность, чувство любви за свою малую родину и уважения к
тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
· Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации.
· Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии направлениями
развития ребенка.
Программа «Кубань – Родина моя» решает задачи развития ребенка
дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями. Содержание
программы включает интеграцию пяти образовательных областей, которые
обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка, мотивации и
способностей детей в различных видах детской деятельности:
— социально-коммуникативное развитие,
— познавательное развитие,
— речевое развитие,
— художественно-эстетическое развитие,
— физическое развитие.
Направленность содержания образовательных областей на развитие приоритетных в
данной области видов детской деятельности
Образовательная область
Приоритетные виды детской деятельности
социальноИгровая
коммуникативное развитие Коммуникативная (общение и взаимодействие со
сверстниками и взрослыми)
Самообслуживание и бытовой труд
Познавательно-исследовательская
Музыкальная и изобразительная деятельность
познавательное развитие
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Игровая
речевое развитие
Коммуникативная
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Игровая
художественноИзобразительная
эстетическое развитие
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и
фольклора
Творческое конструирование
Игровая
физическое развитие
Двигательная
Игровая
Познавательно-исследовательская

8

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы
Формы

Методы

Способы

Средства

- ООД
-участие
в
станичных
праздниках
и
концертах
-привлечение
детей
к
посильному
общественнополезному труду
-взаимодействие
с краеведческим
музеем, Домом
культуры
станицы,
поселенческой
библиотекой
-целевые
прогулки
и
экскурсии.

- Беседы
- наблюдения
- чтение
художественной
литературы
- игровые и
дидактические
упражнения
- проведение опытов
и экспериментов
- проведение
проектной
деятельности
- применение
здоровьесберегающих
технологий
- применение
проектной
деятельности
- технология
моделирования
- лего – технологии
-ознакомление
с
произведениями
народного творчества
(вышивка, роспись,
поделки из талаша)

- побуждение
познавательной
активности детей
- создание
творческих
игровых ситуаций
- постепенное
усложнение
речевых и
мыслительных
задач
- повторение
усвоенного
материала
- дыхательная и
пальчиковая
гимнастика
технологии
личностноориентированного
взаимодействия
педагога с детьми
-обогащение
и
стимулирование
детского
творчества.

- применение ИКТ
технологий
- создание
соответствующей
развивающей
предметно –
пространственной
среды

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики,
ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных
видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера
свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества
взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно
подгрупповой характер.
Культурные практики
Совместные игры
воспитателя и детей сюжетно-ролевая,

Интегрированные
виды деятельности
Игровая
Коммуникативная
Восприятие

Содержание
направлена на обогащение содержания
творческих игр, освоение детьми игровых
умений, необходимых для организации
9

режиссерская, иградраматизация,
строительноконструктивная

художественной
литературы и
фольклора
Познавательноисследовательская
Проект
Коммуникативная,
Познавательноисследовательская
Игровая
Музыкальная
Восприятие
художественной
литературы
Изобразительная
Маршрутная
игра Коммуникативная,
(квест – игры, игры на Познавательноэкологической тропе исследовательская
ДОУ)
Игровая Восприятие
художественной
литературы
Изобразительная
Выставка
Коммуникативная,
Игровая
Изобразительная
Познавательноисследовательская
Ярмарка

Детский досуг

Двигательная
Коммуникатвная,
Игровая
Музыкальная

самостоятельной игры

форма организации работы с детьми, в
процессе которой предполагается решение
какой - то проблемы, предусматривающей
использование разнообразных методов,
средств в соответствующих видах детской
деятельности и решение интегрированных
задач соответствующих образовательных
областей
форма организации работы с детьми, в
процессе которой происходит практическое
выполнение дошкольниками специально
подобранных педагогом заданий в ходе
целенаправленного
движения
по
определенной схеме, обозначенной в
маршрутном листе
форма организации работы с детьми, в
процессе которой происходит подготовка и
публичная демонстрация детьми какихлибо продуктов (индивидуальных или
совместных)
их
деятельности
по
определенной теме (рисунки, поделки)
форма организации работы с детьми, в
процессе которой происходит ознакомление
их с популярной традицией устраивать в
установленное время и в определенном
месте торжища, куда съезжаются продавцы
и покупатели товаров с целью куплипродажи
вид
деятельности,
целенаправленно
организуемый взрослыми для игры,
развлечения, отдыха. В детском саду
организуются
спортивные
досуги,
музыкальные и литературные досуги.
Возможна
организация
досугов
в
соответствии
с
интересами
и
предпочтениями
детей
(в
старшем
дошкольном возрасте).

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы полностью совпадают со
способами и направлениями поддержки детской инициативы обязательной части
ООП ДО.

10

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Семья является институтом первичной социализации и образования,
который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом,
раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагоги, реализующие программу
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе традиций
кубанского казачества «Кубань - Родина моя», учитывают в своей работе такие
факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а
также уважают и признают способности и достижения родителей
(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу МБДОУ №4.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и
воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного
развития.
Формы взаимодействия детского сада с семьёй:
 Наглядно-информационные - визитная карточка группы, календарь
событий, видеопрезентация, информационные стенды, папки-передвижки,
буклеты, памятки, фотовыставки, объявления, почта «Вопрос- ответ»,
электронная почта и др.
 Просветительские – собрание, круглый стол, консультации,
консультационный пункт, вечер вопросов и ответов и др.
 Практико-ориентированные – семинар-практикум, тренинг игрового
взаимодействия, проектная деятельность, совместная образовательная
деятельность, флешмоб, акция, викторина, мастер - класс, соревнования,
конкурсы, тематические праздники, досуги, концерты, выставки, ярмарки и
др.

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения
МБДОУ №4 имеет необходимое для образовательной деятельности
воспитанников оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект программы;
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей
через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие
формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства
образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь,
инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Программа «Кубань – Родина моя»
Программа
«Кубань - Родина Конспекты к программе для детей 5-6 лет. 1
часть.
моя»
Конспекты к программе для детей 5-6 лет. 2
часть.
Конспекты к программе для детей 6-7 лет. 1
часть.
Конспекты к программе для детей 6-7 лет. 2
часть.
Наглядный материал по темам программы
Дидактические пособия по темам
программы
Фотоальбом «Атамань»
Альбам «Иван Александрович Шаров»
Альбом «Григорий Яковлевич Бахчиванджи»
Методическая разработка «Полет в
бессмертие»
Презентации по темам программы

программа,
созданная на
основе опыта
работы
педагогическо
го коллектива
МБДОУ №4

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Тема

Всего
ООД

Средняя
группа
4 – 5 лет

Старшая
Группа
5 – 6 лет

Подготови
тельная
группа
6 – 7 лет

1. Я и моя семья

18

12

3

3

2.Родная станица.

20

10

5

5

3.Природа родного края.

18

8

5

5

12

4.Нет в мире краше Родины

8

-

4

4

5.Без прошлого нет настоящего.

12

-

6

6

6.Труд и быт казаков.

11

-

4

7

7.Береги землю родимую, как

15

4

7

4

102

34

34

34

нашей.

мать любимую
Всего ОД

Тематический план.
1.Я и моя семья.
Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Мой детский сад.
Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции. Твоя родословная. Ты
и твоё имя. Из истории кубанских фамилий
2.Родная станица.
Родная станица, улица, на которой я живу. Улицы моей станицы. Правила
безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в
общественном транспорте. Достопримечательности станицы. Труд людей моей
местности.
3.Природа родного края.
Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о
братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой
край родной.. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые
растения. Животный мир моей местности. Моря и их обитатели Бережное
отношение к природе родного края.
4.Нет в мире краше Родины нашей.
Москва – столица нашей Родины. Символика России. Символика
Краснодарского края. Моя малая родина. Флаг, герб родного района.
Кубань - житница России. Красота окружающего мира.
5.Без прошлого нет настоящего.
Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. Народные
ремёсла. Обычаи и праздники казаков, живущих на Кубани. События Великой
Отечественной войны на Кубани. Наши земляки в годы Великой Отечественной
войны.
6.Труд и быт казаков.
Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Одежда казаков. Уклад кубанской семьи.
Кубанские умельцы. Казачья хата. Православные праздники. Атамань – музей под
открытым небом. Труженики родного края. Профессии моих земляков. Хлеб –
всему голова.
13

7.Береги землю родимую, как мать любимую.
При солнышке – тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится..
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Труженики полей. Радетели
земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела.
Комплексно – тематическое планирование
для детей среднего дошкольного возраста
Тема

Содержание

Будем знакомы!
Любимые занятия.
Мой детский сад.
Моя семья
Родная станица,
2.Родная
улица, на которой
станица.
я живу. Правила
безопасного
поведения на
улице. Труд
замечательных
людей. Герои
моей станицы
Красота природы
3.Природа
родного края. родного края.
Растительный и
животный мир.
Забота о братьях
наших меньших.
Моря и их
обитатели. Люблю
тебя, мой край
родной.
7.Береги землю При солнышке –
родимую, как тепло, при матери
мать любимую. - добро. Кто
ленится, тот не
ценится. Казачий
фольклор

1. Я и моя
семья

Месяц

Кол – во
занятий

Сентябрь –
ноябрь

12

Декабрь –
февраль

10

Март –
апрель

8

Май

4

Итоговое
мероприятие
Создание
фотоальбома
группы «Наша
дружная семья»

Участие в
экологическом
празднике,
Оформление
дидактического
материала по теме

Планирование образовательной деятельности для детей 4-5 лет
Раздел, тема
1

Я и моя семья. .
Будем знакомы
Любимые занятия.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
У кого есть дед, тот не ведает бед
Бабушка – душа семьи
Нет такого дружка, как родная матушка
Всегда отец веселится, когда хороший сын
родится
Братская любовь крепче каменной стены

Кол-во часов

Дата

12 ч
1
1
1
1
1
1
1

2 неделя сентября
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь

1

октябрь

14

2

3

4

Дочь и личиком бела, и характером мила
Детство – время золотое
Семейные традиции.
Семейные традиции
Родная станица
Родная станица.
Улица, на которой я живу.
Правила безопасного поведения на улице.
Труд замечательных людей
Достопримечательности моей станицы
Герои моей станицы.
Природа родного края
Красота природы родного края.
Растительный и животный мир
Забота о братьях наших меньших.
Моря и их обитатели
Люблю тебя, мой край родной.
Береги землю родимую, как мать любимую

1
1
1
1
10 ч
1
1
2
1
2
3
8ч
1
3
2
1
1
4ч

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

При солнышке – тепло, при матери - добро.
Кубанский фольклор
Кто ленится, тот не ценится. Казачий фольклор

2

май

2

май

Тема

декабрь
декабрь
Декабрь - январь
январь
февраль
Февраль
март
март
апрель
апрель
апрель

Комплексно – тематическое планирование
для детей 5 – 6 лет
Содержание
Месяц
Кол-во
занятий

1. Я и моя
семья
2.Родная
станица.

3.Природа
родного края.

4.Нет в мире
краше Родины
нашей.
5.Без прошлого
нет настоящего.

Моя семья. Мои
обязанности в семье.
Семейные традиции.
Улицы моей станицы.
Правила безопасного
поведения на улице.
Достопримечательности
станицы.
Люблю тебя, мой край
родной. Растения моей
местности.
Лекарственные
растения. Животный
мир моей местности.
Моря и их обитатели.
Москва – столица
нашей Родины.
Символика России.
Символика
Краснодарского края.
Обычаи и праздники
казаков, живущих на
Кубани. События

сентябрь

3

октябрь

5

Итоговое
мероприятие

Участие в
развлечении
«Кубанские
посиделки»
Оформление
картотеки по ПДД

ноябрь

5

Оформление
наглядного
материала по теме

декабрь

4

Оформление
дидактического
материала

Январьфевраль

6

Оформление
альбома «Книга
Памяти»
15

Великой Отечественной
войны на Кубани. Герои
моей станицы
6.Труд и быт Быт казаков. Одежда
казаков. Уклад
казаков.
кубанской семьи.
Кубанские умельцы.
Казачья хата.
Православные
праздники Атамань –
музей под открытым
небом.
7.Береги землю Народные обычаи и
родимую,
как традиции. Казачий
фольклор.

мать любимую.

март

4

Апрельмай

7

Создание модели
казачьей хаты,
оформление в
группе уголка по
кубановедению

Подготовка к
празднику «День
защиты детей»,
Создание картотеки
народных игр

Планирование образовательной деятельности для 5 – 6 лет
№ п/п
1

2

3

4

5

6

Раздел, тема
Я и моя семья. .
Моя семья:
Состав семьи; Фамилии, имена, отчества
членов семьи
Мои обязанности в семье.
Семейные традиции.
Родная станица
Улицы моей станицы.
Правила безопасного поведения на улице.
Достопримечательности моей станицы.
Природа родного края .
Люблю тебя, мой край родной.
Растения моей местности. Красная книга
Краснодарского края
Лекарственные растения.
Животный мир моей местности. Красная
книга Краснодарского края.
Моря и их обитатели
Нет в мире краше Родины нашей.
Москва – столица нашей Родины.
Символика России
Символика Краснодарского края.
Без прошлого нет настоящего.
Обычаи и праздники казаков, живущих на
Кубани
События Великой Отечественной войны на
Кубани.
Герои моей станицы
Труд и быт казаков.

Кол-во часов
3ч
1

1
1
5ч
2
1
2
5ч
1
1

Дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
Сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь

1
1

ноябрь
ноябрь

1
4
2
1
1
6ч
2

ноябрь
декабрь
декабрь
январь

3

Январь - февраль

1
4

февраль

Январь

16

Быт казаков: Одежда казаков. Уклад
кубанской семьи. Казачья хата.
Кубанские умельцы.
Атамань – музей под открытым небом.
Береги землю родимую, как мать
любимую.

7

Народные обычаи и традиции.
Казачий фольклор.

Тема
1. Я и моя
семья

март

2
1
7

март
март

4
3

апрель
май

Комплексно – тематическое планирование
для детей 6 – 7 лет
Содержание
Месяц
Кол-во
Твоя родословная. Ты и
твоё имя. Из истории
кубанских фамилий

2.Родная
станица.

Достопримечательности
станицы. Труд людей
моей местности.

3.Природа

Лекарственные
растения.
Ядовитые
растения.
Животный
мир моей местности.
Моря и их обитатели
Бережное отношение к
природе родного края.

родного края.

1

4.Нет в мире Моя малая родина.
Флаг, герб родного
краше
района.
Родины
Кубань
житница
нашей.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Итоговое

занятий

мероприятие

3

развлечение «Кубанские
посиделки»

5

Оформление наглядного
материала по теме

5

Оформление наглядного
материала по теме

4

Оформление
дидактического
материала

России.
Красота
окружающего мира.

5.Без
прошлого нет
настоящего.

Переселение казаков на
Кубань.
Основание
городов
и
станиц.
События
Великой
Отечественной войны на
Кубани. Наши земляки в
годы
Великой
Отечественной войны.

Январьфевраль

6

Оформление альбома
«Книга Памяти»

17

6.Труд и быт Ремёсла на Кубани.
Православные
казаков.
праздники. Атамань –

март

Оформление картотеки
дидактических игр по
теме

7

музей под открытым
небом.
Труженики
родного
края.
Профессии
моих
земляков.
Труженики
полей.
7.Береги
Радетели
земли Апрельземлю
кубанской.
Ты
–
май
родимую, как наследник земли отцов.
Жизнь дана на добрые
мать
дела.
любимую.

4

Планирование образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет
№ п/п
1

2

3

4

5

6

Раздел, тема
Я и моя семья. .
Твоя родословная.
Ты и твоё имя
Из истории кубанских фамилий
Родная станица
Достопримечательности станицы.
Труд людей моей местности.
Природа родного края .
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Животный мир моей местности.
Моря и их обитатели
Бережное отношение к природе родного
края
Нет в мире краше Родины нашей.
Моя малая родина. Флаг, герб России и
родного района.
Кубань - житница России
Красота окружающего мира.
Без прошлого нет настоящего.
Переселение казаков на Кубань.
Основание городов и станиц.
События Великой Отечественной войны на
Кубани.
Наши земляки в годы Великой
Отечественной войны
Труд и быт казаков.
Ремёсла на Кубани
Православные праздники.
Атамань – музей под открытым небом.
Труженики родного края. Профессии моих
земляков.

Кол-во часов
3ч
1
1
1
5ч
2
3
5ч
1
1
1
1
1
4
1

Дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
Сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь

2
1
6ч
2

декабрь
январь

3

февраль

1

февраль

7
3
1
2
2

март
март
апрель
апрель

Январь

18

7

Береги землю
любимую.

родимую,

как

Труженики
полей.
Радетели
кубанской.
Ты – наследник земли отцов.
Жизнь дана на добрые дела.

мать

4

земли

1

май

1
2

май
май

Программа составлена на основе опыта работы педагогического коллектива
МБДОУ №4 и, согласно плану, рассчитана на три учебных года (102 занятия), 34
часа на один учебный год (один раз в неделю). В средней группе образовательная
деятельность проводится в режимных моментах. В старшем дошкольном возрасте
проводится одно ООД в неделю.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент
педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических
действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по
программе;
• внутренняя оценка, самооценка организации.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей средней группы по
программе «Кубань - Родина моя».
Цель:
выявление уровня сформированности знаний о родном доме,
культурном наследии , о нашей стране и родной станице, в которой мы живем.
Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы
используются
наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.
Индивидуально детям задаются следующие вопросы:
1. Как называется станица, в которой мы живем?
2.Назови членов своей семьи?
3. Люди каких профессий живут в нашей станице?
4. Каких животных нашего края ты можешь назвать?
5. Какие растения нашего края ты знаешь?
6. Знаешь ли ты название главной реки нашего края?
7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?
8. Какие достопримечательности своей станицы ты знаешь?
9. Какие интересные места ты посетил с родителями?
10. Знаешь ли ты моря, омывающие берега нашего края?
Ответы детей на вопросы оцениваются по 3 бальной системе, по следующим
критериям.
Таблица 1. Критерии оценки
Критерии
Баллы
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на
3
поставленный вопрос.
балла
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются
2
подсказки педагога.
балла
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для
1 балл
правильного ответа требуется помощь педагога.
19

Уровни оценки диагностики следующие.
Высокий уровень -30- 23 балл;
Средний уровень - 22-17 баллов;
Уровень ниже среднего - 16-10 баллов.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей старшей группы по
программе «Кубань - Родина моя».
Цель:
выявление уровня сформированности знаний о родном доме,
культурном наследии, о нашей стране и родной станице, в которой мы живем.
Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы
используются
наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.
Индивидуально детям задаются следующие вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Какой город является столицей нашей Родины?
3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?
4. Как называется край, в котором мы живем?
5. Как называется станица, в которой ты живешь?
6. Знаешь ли ты названия морей нашего края?
7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь, и на которой
находится детский сад?
8. Какие достопримечательности своей станицы ты знаешь?
9. Какие интересные места ты посетил с родителями?
10. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
Ответы детей на вопросы оцениваются по 3 бальной системе, по
следующим критериям.
Таблица 1. Критерии оценки
Критерии
Баллы
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на
3
поставленный вопрос.
балла
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются
2
подсказки педагога.
балла
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для
1 балл
правильного ответа требуется помощь педагога.
Уровни оценки диагностики следующие.
Высокий уровень -30- 23 балл;
Средний уровень - 22-17 баллов;
Уровень ниже среднего - 16-10 баллов.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей подготовительной к
школе группы по программе «Кубань - Родина моя».
Цель: выявление уровня сформированности знаний о родном доме,
культурном наследии , о нашей стране и родной станице, в которой мы живем.
Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы
используются
наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.
Индивидуально детям задаются следующие вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
20

2. Какой город является столицей нашей Родины?
3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?
4. Как называется край, в котором мы живем?
5. Как называется станица, в которой ты живешь?
6. Знаешь ли ты название реки, на которой расположена наша станица?
7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь, и на которой
находится детский сад?
8. Какие достопримечательности своей станицы ты знаешь?
9. Какие интересные места ты посетил с родителями?
10. Знаешь ли ты символику нашего края?
Ответы детей на вопросы оцениваются по 3 бальной системе, по следующим
критериям.
Таблица 1. Критерии оценки
Критерии
Баллы
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на
3
поставленный вопрос.
балла
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются
2
подсказки педагога.
балла
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для
1 балл
правильного ответа требуется помощь педагога.
Уровни оценки диагностики следующие. Высокий уровень -30- 23 балл;
Средний уровень - 22-17 баллов;
Уровень ниже среднего - 16-10 баллов.
3.4. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями Организации, прилегающими и другими территориями,
предназначенными для реализации программы), материалами, оборудованием,
электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими
компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей
дошкольного возраста.
В группах оборудованы уголки кубановедения, в которых имеются:
- наглядный материал по кубановедению: альбомы, картины, фотоиллюстрации;
- макеты улиц станицы, кубанского подворья, памятных мест станицы;
- предметы народно - прикладного искусства;
- предметы кубанского быта;
- детская художественная литература.
Во всех группах оборудованы уголки для театрализации: ширмы, элементы
казачьего костюма, различные виды театров (в соответствии с возрастом).
На территории МБДОУ №4 оборудован уголок казачьей хаты, в котором
имеются: казачья хата, куклы казака с казачкой в национальных костюмах, макет
21

мельницы, казачье подворье, макет пруда с домашними
птицами.
В группах

водоплавающими

«Уголок кубановедения»

- Наглядный материал по кубановедению: альбомы, картины,
фотоиллюстрации и др.;
- макеты кубанского подворья и кубанской хаты;
- макет улиц станицы;
- предметы народно - прикладного искусства;
- предметы кубанского быта;
- детская художественная литература.

Уголок кубанской хаты

- кубанская хата;
- фигурки домашних животных;
- макет мельницы;
- макеты ульев с пчелами;
- макет пруда с водоплавающей домашней птицей.

Уличное пространство

22

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Краткая презентация программы
Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
на основе традиций кубанского казачества «Кубань - Родина моя»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад №4 «Весёлый ручеёк» разработана в соответствии:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ
2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО).
3. Конвенции ООН о правах ребенка.
Программа является вариативной частью основной общеобразовательной
программы дошкольного образования МБДОУ №4 и обеспечивает нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников среднего и старшего дошкольного
возраста.
Целью программы является создание благоприятных условий для
воспитания чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с
историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к
окружающему, формирования у детей чувства потребности совершать добрые
дела и поступки, формирования основ базовой культуры личности, подготовки к
жизни в современном обществе. Эта цель реализуется через интеграцию
образовательных областей в процессе решения задач:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому семье, детскому саду, станице, краю.

формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного
края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как
представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других
национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Программа «Кубань - Родина моя» МБДОУ №4 состоит из трёх разделов:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи
программы, принципы и подходы к её формированию, характеристики, значимые
для разработки программы, а так же планируемые результаты освоения
программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание программы,
обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
а) описание образовательной деятельности;
б) описание форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом
возрастных особенностей.
Так же в содержательном разделе представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
23

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Организационный раздел содержит описание модели вариативной части
воспитательно – образовательного процесса в МБДОУ №4, особенности
организации развивающей предметно- пространственной среды, а также описание
материально-технического обеспечения Программы.
Одним из важных условий реализации Программы ДОУ является
сотрудничество педагогов с семьёй. Дети, воспитатели и родители – главные
участники педагогического процесса.
Задача коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия
для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и
обогащать воспитательные умения родителей.
Формы взаимодействия детского сада с семьёй:
беседы; групповые
консультации; проведение совместных мероприятий; родительские собрания;
наглядная информация; участие в проектной деятельности.
Контактная информация:
Юридический и почтовый адрес МБДОУ №4:
353876 Россия, Краснодарский край, Приморско – Ахтарский
ст.Бриньковская, ул.Казачья, 3
Телефон: 86143 54175
e-mail: luk-102@mail.ru
Информационный сайт МБДОУ №4: www:мбдоу4ручеек.рф.

район,

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».